Нет предела совершенству, и к диджеингу это относится в не меньшей мере, чем к любому другому ремеслу. Диджеи постоянно изобретают новые способы сделать свои сеты интереснее, лучше управлять энергией танцпола и «заводить» публику. Гармоническое сведение – один из таких способов. Это – секретное оружие в арсенале многих суперизвестных DJ, о котором многие слушатели и не подозревают, удивляясь лишь, почему сеты этих диджеев звучат так хорошо.
В чем же суть гармонического сведения? Даже если ты в совершенстве овладел битмэтчингом, сводишь по двойкам и пользуешься при этом эквалайзером, ты наверняка заметил, что большинство треков не очень-то уживаются друг с другом в мелодическом плане. Послушай, например, этот – довольно типичный – переход:
Слышишь, как «тилиньканье» уходящего трека «фальшивит» на фоне аккордов нового, и вместо взаимного дополнения одной композиции другой получается не очень приятный диссонанс? Особенно это заметно между 16-й и 31-й секундой отрывка, когда новый трек накладывается на предыдущий. Возможно, тебе придется вслушаться, чтобы это заметить, настолько подобные диссонансы привычны в миксах большинства диджеев.
В то же время, таких нестыковок можно избегать, причем вполне осознанно. Вот пример, когда другая композиция ладит с первой так, что даже долгий переход звучит легко и естественно. Чувствуешь разницу?
Дело здесь в тональностях сводимых композиций и том, насколько они гармонируют друг с другом. Зная тональности двух треков, можно с большой долей уверенности предсказать, будут ли эти композиции сочетаться мелодически. Кроме того, овладев наукой о тональностях, ты сможешь заранее подбирать следующий трек твоего сета так, чтобы он гармонировал с предыдущим. Это и называется гармоническим сведением.
Для того чтобы научиться сводить гармонически, тебе придется освоить основы теории музыки, разобравшись с нотами, тональностями и ладами. Нужно будет и попотеть, чтобы научиться определять тональность мелодии вручную. Но не волнуйся – я сделаю процесс обучения максимально простым и безболезненным, чтобы ты мог быстро выйти на новый уровень диджейского мастерства. Итак, поехали!
Комментарии
JM, чесно говоря в обоих отрывках тональности не слишком различны, поэтому для слушателя это будет не столь заметно. Регулятор СЧ неплохо помогает при сведении треков с различными тональностями. Спасибо огромное, очень ждал правильной инфы на эту тему!!!
Mihasik, спасибо! Наверное, у меня очень тонкий слух В ближайшие пару дней постараюсь найти пример поочевиднее.
Насчет вырезания средних частот согласен, именно в них "прячется" основная мелодическая линия.
Полезная статья спасибо
Здравствуйте!
Да, сведение по тональностям - это очень важная тема. Получается очень здорово, когда треки подходят друг к другу по тональностям.
К сожалению, у меня нет музыкального образования, все фа-мажоры и прочее бросают меня в дрожь. Но, порывшись в инете, нашел интересную вещь - оказывается есть програмулины бесплатные и не только, которые позволяют определять тональность трека с высокой вероятностью. Программа, которой пользуюсь я - Rapid Evolution (Яндекс вам в помощь). (Кстати, вычитал где-то что раньше на виниле писали какой тональности трек, щас вроде как не пишут).
Но знать тональность мало для хорошего построения сета - необходимо знать и какие тональности с какими тональностями дружат. Для этого есть замечательный сайт, правда на англ. http://www.harmonic-mixing.com/HowTo.aspx
Как видите, каждая тональность имеет свой код, и граничные тональности в этой круговой тональности будут звучать гармонично при сведении.
Сразу же из этого решается проблема с классификацией музыкальной коллекции: http://www.harmonic-mixing.com/OrganizeYourMusicCDsForHarmonicMixing.aspx
Таким образом, сет строится так относительно тональностей - сначала идут тональности, попадающие по приведенной классификации в разряд голубых, потом желтых, далее красных. Т.е. помимо увеличения скорости во время сета, увеличивается тональность.
Классифицировал (занимаюсь теперь этим постоянно по мере пополнения коллекции) всю свою коллекцию по забугорной методике, очень удобно, рекомендую. Добавил к приведенной на фотках инфе еще скорость трека, очень удобно, об этом писалось на местном форуме.
Единственное, не советую использовать наклейки на CD (диск может застрять), лучше прикупить принтер, который печатает на поверхность диска.
Очень сложно мне усвоить всё это, всё таки чем старше, тем сложнее понять! А вообще, обязательно ли знать это, если умеешь к примеру определять на слух?
oleg_kzn, спасибо за информацию! Насчет наклеек на диск было интересно узнать, я всегда пишу от руки маркером
Кстати, во второй и третьей статьях цикла я как раз останавлюсь на программах и том, как подбирать совпадающие тональности. Статьи выйдут в ближайшее время!
JM, Ты лучший!!!
ИНТЕРЕСНО, узнав о тональности трека, как перевести с А на G?причем в одном темпе.Статья будет на мой(и не только) взгляд особо онтересной!
egor, об этом мы узнаем в третьей статье цикла! Следи за обновлениями на сайте
Спасибо.редко захожу, т.к. времени не хватает
интересует такой вопрос вырезанная бас линия на последнем отрывке с 14 по 18 секунды это нормально?
Ваще жесть ))
oleg_kzn, спасибо большое за полезную информацию, но если можно по подробнее про классификацию. что то я как то не очень понял
все... я разобрался!
JM, огромное спасибо за статьи. Действительно ексклюзивный материал. Всё доступно и понятно.
я знала, что не зря отходила прележно 7 лет в музыкальную школу и хорошо изучала сольфеджио и теорию музыки
так что с этим проблем у меня точно не возникнет... слух абсолютный, тональности определяю просто ушами...
Ого, olya-klgd, это действительно ценный дар! В диджеинге пригодится однозначно.