Если ты посмотришь на клавиатуру синтезатора или рояля, ты увидишь, что она состоит из повторяющихся групп по семь белых плюс пять черных клавиш. Каждая такая группа называется октавой (см. ниже). Белые клавиши внутри октавы соответствуют нотам до, ре, ми, фа, соль, ля и си или C, D, E, F, G, A и B в буквенном обозначении. После си снова идет до – следующей октавы.
Черные клавиши называются через соседние белые. Так, черная клавиша между до и ре называется до-диез (C#, C-sharp), или ре-бемоль (D♭, Db, D-flat). Строго говоря, правильное название зависит от музыкального контекста, но для наших целей эти названия равнозначны. Точно так же черная клавиша между соль и ля – это ля-бемоль (A♭, Ab, A-flat), она же соль-диез (G#, G-sharp).
Что же такое тональность? Говоря очень упрощенно, тональность – это набор нот, на которых строится мелодия. Каждый такой набор выстраивается по определенным правилам от тоники (главной ноты тональности) и может быть мажорным или минорным. Мажорные тональности звучат весело и жизнеутверждающе, тогда так минорные – грустно и меланхолично.
Т.к. всего в октаве 12 полутонов (или 12 черных или белых клавиш), то, упрощенно говоря, существует 24 тональности – по минорной и мажорной для каждой возможной клавиши-тоники. Тональность обозначается названием главной ноты и построенным от нее ладом – мажором или минором. Например: ре мажор (D, D major), ре минор (Dm, D minor), си-бемоль мажор (B♭, B♭ major, B-flat major).
Тоника не зря называется главной нотой тональности. В какой бы тональности ни звучала мелодия, она всегда тяготеет к ее тонике. Главная нота всегда звучит к месту и гармонирует с любой мелодией, находящейся в тональности ее имени. Как ты увидишь дальше, это свойство тоники очень полезно при определении тональности трека.
Определение тональности на слух
Для того чтобы выстраивать сет в соответствии с правилами гармонического сведения, тебе нужно заранее знать тональности своих треков. Определить тональность композиции можно тремя способами: на слух, с помощью специальных программ и, наконец, используя базы данных тональностей в Интернете. Я начну с определения тональности на слух, и не случайно.
Современные бухгалтеры давно пользуются компьютерами, но, согласись, таблицу умножения им знать все-таки нужно. Так и с умением определять тональность на слух для DJ. Конечно, существуют компьютерные программы, делающие это автоматически, да и тональность нужного трека часто можно узнать на специальных сайтах. В то же время, точность программного определения не стопроцентная, а в интернетовских базах данных присутствуют далеко не все композиции. Поэтому тебе нужно как минимум иметь представление о том, как определить тональность самостоятельно.
Для определения тональности на слух тебе понадобится пианино, синтезатор или компьютерный эмулятор фортепианной клавиатуры. Забегая немного наперед, я рекомендую установить Rapid Evolution: виртуальная клавиатура этой программы обладает функцией построения аккордов, которая сильно облегчает определение тональности для новичка. (Rapid Evolution требует, чтобы на твоем компьютере была установлена виртуальная машина Java).
Установив и запустив Rapid Evolution, нажми на кнопку «piano». На экране появится эмулятор клавиатуры (см. слева, нажми на картинку, чтобы ее увеличить). Запусти на вертушке или другом источнике звука композицию, тональность которой ты хочешь определить. Обрати внимание: питч при этом должен стоять на нуле!
Твоя цель – найти на клавиатуре ноту, которая лучше всего подходит мелодии. Убедившись, что в выпадающем списке слева от кнопки OK выбран пункт single note, перебирай на виртуальной клавиатуре клавиши одну за другой (тебе может понадобиться поэкспериментировать в разных октавах). Рано или поздно, ты найдешь одну ноту, которая по звучанию подходит треку лучше других – независимо от того, куда направляется мелодия. Такая нота, которая менее всего выделяется, практически исчезая на фоне мелодии, скорее всего, будет тоникой.
Найдя возможную тонику, попробуй ее доминанту (на 7 полутонов выше) и субдоминанту (выше на 5 полутонов). (Полутон – это расстояние между двумя ближайшими клавишами, черной и белой либо двумя белыми как E и F). Если тонику ты угадал правильно, то ее доминанта и субдоминанта также должны хорошо подходить мелодии.
После того, как ты убедился, что имеешь дело с главной нотой тональности, осталось определить ее лад – мажор или минор. В уже знакомом тебе выпадающем списке вместо single note выбери major и нажми на клавишу тоники. Послушай, гармонирует ли полученный мажорный аккорд с мелодией. Затем попробуй минорный – выбери minor и снова нажми на клавишу главной ноты. Ты можешь сделать вывод о ладе тональности на основании того, какой из этих двух аккордов сочетается с мелодией трека лучше всего.
Подсказка. Большинство современных танцевальных композиций написаны в минорных тональностях. Одни говорят, что это объясняется более широким спектром эмоциональных оттенков, которые передает минор. Другие – что все дело в музыке черных рабов Америки, где преобладали грустные мелодии и в которую электронная музыка уходит своими корнями. Так или иначе, это наблюдение стоит взять на заметку!
Пример 1. Попробуем определить тональность небезызвестной тебе по статье «Структура трека» композиции Todd Terry All Stars – Get Down (Kenny Dope Original Mix):
Запускаем трек, перематываем к месту, где начинается мелодия, и начинаем наигрывать ноты – C, затем C#, D, D# и так далее. С самого начала нам сопутствует удача: C очень хорошо сочетается с мелодией. Идем дальше и обнаруживаем, что и G звучит неплохо в контексте трека. Если C – тоника, то с треком должны хорошо сочетаться ее доминанта и субдоминанта, G и F соответственно. G мы уже «вскрыли»; попробуем F, сначала вроде бы пропущенную. Так и есть, F на фоне композиции тоже звучит хорошо. Надо быть внимательнее!
Итак, тоника – это, скорее всего, C. Определим лад тональности. Мажорный аккорд, начинающийся от C, звучит явно «не в кассу», а вот минорный как будто «впаян» в композицию, звучит в ней как родной. Значит, тональность Get Down – Cm, она же до минор.
Пример 2. Следующий «подопытный»: Martin Solveig – Rejection (Ian Carey Remix):
Для разнообразия начнем наигрывать ноты, начиная с F. Продвигаясь вверх, замечаем, что A♭ и B♭ хорошо гармонируют с треком; это интересно, потому что они могут быть субдоминантой и доминантой соответственно (т.к. расстояние между ними – ровно два полутона). Если это так, то тоникой должна быть нота на 7 полутонов ниже B♭, а именно E♭. И действительно, E♭ идеально «вплетается» в композицию, звуча к месту в любой ее точке.
Определяем лад обычным методом. Мажорный аккорд на фоне трека снова фальшивит, а вот минорный – то, что доктор прописал. Делаем вывод, что тональность трека – E♭m, или ми-бемоль минор. Кстати, так как E♭ и D# – одна и та же нота, то (здесь я немного упрощаю) E♭m еще можно обозначить как D#m, или ре-диез минор. Не забывай об этом.
Ну как, у тебя еще не отбило желание учиться гармоническому сведению? Не волнуйся, дальше будет проще. В следующей части цикла я расскажу о программах, которые определяют тональность автоматически, а также о готовых базах данных в Интернете. Немного терпения, мы движемся дальше!
Комментарии
Я так долго этого ждал!!! Спасибо, JM!!! Теперь буду всё это впитывать!!!
Очень полезная статья!!!Спасибо!!
О, спасибо!
Спасибо!!!!
Я думаю, что очень много "ди-джеев" об этом не знают!!
спасибо JM, ну что-то не сильно уловил как подбирать ноты к треку
On июнь 27th, 2009 Fox says:
Спасибо!!!!
Я думаю, что очень много "ди-джеев" об этом не знают!!
Egor says:
Я думаю большинство!!!А это одна из причин не качественного продукта.
Мне кажется этим нужно пользоваться только при записании микса,компиляции или в рамках своего радио шоу (если он есть).
А в лайве это не уместно надо смотреть на рекцию публики а не на тональность трэков.
Max_aka_Edition - ты просто не просек как это можно совместить. )
согласен с Max ака... всегда надо смотреть по публике и тут не в тональносте дело... тем более когда у тя на танцполе куча тусеров не в самом трезвом состоянии, они даже перебитовку не заметят=))) а удержание тональности это как раз для промо или радио эфира... для танцпола это станет вообще монотонным звучанием, от чего люди быстро устают...
сугубо личное мнение
У меня на одной пластинке есть обозначение :Am и F# . Я попробовал сравнить тон на клавиотуре Rapid Evolution ,на клавиотуре показало что. А major и F#/Gb major , именно эти клавиши пропадали на фоне треков больше всего.
Но это была такая подсказка, вот хотелось бы самому определять на слух.
Alexey Belkovsky , а мне кажется от красивого и грамотного микса не устанешь ни в клубе ни где либо ещё, ведь там всё так гармонично!!! А вот как раз это разнозвучие( а часто и вообще никакое сведение) и раздражает на танцполе человека, который в этом что то смыслит, простой слушатель этого и не заметит, так же, как и мы все когда то этого не замечали. Ведь ничто не мешает тебе научиться учитывать настроение публики и знать свой материал и чувствовать хотя бы приблизительно тональности!
Крутая статейка, главное что доходчиво, спасибо!
Этот комментарий и все ответы на него были перемещены сюда.
А где можно ещё скачать Rapid Evolution ?
mixmeister может с диска определить тональность треков? :
AnGeL, спроси у яндекса.
Дима Уткин, с mp3 - да, с CD вряд ли вообще какая-либо прога определит. если только специально под это заточенная.
Спрашивал, нашол только две страници и везде купить...
Всё, нашол
Афи.....ть!!!! Крутняк сайт!!! превлеку как можно больше знакомых!!!Я о таких вещах даже никада не задумывался!!!СПС!!!!!
Отличная статья, спасибо, но у меня есть вопрос по rapid evolution, оказалось что последняя версия для мака не проигрывает звуков виртуального пианино (посмотрел на сайте, вроде разработчики специально убрали, т.к. на мак ос из-за этого программа была не стабильна) В общем вопрос в следующем, кто знает софт для мака (mac os x), в котором можно брать аккорды как в рэпиде(минор/мажор)?
вот что написано в списке фиксов программы:
Disabled use of MIDI output devices on Mac OS X 10.6.x (was causing crashes due to a Mac bug)
Прошу прощения, решил проблему установкой старой версии (2.10.2) так что маководы, ставьте)
Огромное спасибо JM твои статьи меня просто вдохновляют
Не по теме конечно но всетаки как ты относишся к диджеингу с компа?
Я подбираю треки , зарание пробуя их свести ,и слушаю как они звучат вместе.
Ты забыл написать про аппаратный способ определения тональности - тюнеры которые используют музыканты для настройки инструментов, вроди этого http://dynatone.ru/info999006166 есть с микрофоном есть с линейным фходом,, мне кажется очень даже может помочь.
Колеса Камелота, развёрнутое в линию->
http://i035.radikal.ru/1101/3a/334bd584b791.png
Ещё было бы не плохо чтоб все кто продают музыку в интернете ,сразу указывали в какой тональности трек
JM, можно кое что подправить?
"Т.к. всего в октаве 12 нот, то существует 24 тональности – по минорной и мажорной для каждой возможной тоники..."
Не совсем так.
Во первых, в октаве нот - 7, а 12 - полутонов.
Во-вторых, количество тональностей гораздо больше чем 24, так как это определяется количеством вариантов знаков альтерации в тональности, а не количеством полутонов. Так как НОТ всего семь, то знаков альтерации в тональности может быть от 0 до 7, то есть 8 (диезы: фа, до, соль, ре, ля, ми си. Бемоли: си, ми, ля, ре, соль, до, фа). Таким образом семь вариантов наличия знаков диеза для мажора и минора (уже 14), плюс семь тональностей с семью вариантами бемоля для мажора и минора (еще 14), и плюс две беззнаковые тональности до-мажор и ля-минор. И того выходит 30 тональностей.
И это не считая теоретических тональностей, использующих дубль-диезы и дубль-бемоли в ключевых знаках и в названиях тональностей.
Проще сказать, что на 6 тональностей можно закрыть глаза, т.к. мало кто использует тональности с семью и шестью знаками альтерации.
Про колесо отдельно и очень много. Оно неполное и не совсем правильное. Могу прислать свой вариант квинтового круга если нужно
дополнение к теме о количеству тональностей: четыре тональности с семью знаками альтерации в принципе возможно исключить так как на практике тональности с семью диезами (До # мажор и ля # минор) соответствуют тональностям с пятью бемолями (Ре b Мажор и си b минор), а тональности с семью бемолями (До b Мажор и ля b минор) идентичны тональностям с пятью диезами соответственно (Си Мажор и соль # минор). Но в любом случае их остается как минимум 26.
Anna Verner, спасибо - только сейчас увидел комментарии. Постараюсь их внедрить с статью, но в упрощенной форме, чтобы у новичков не закипел мозг