Словарь DJ

Словарь DJ

BPM (Beats per minute). Количество битов (ударов бочки) в минуту. Указывает на темп трека. Например, темп большинства хаус-треков находится в диапазоне 125-132 BPM.

CBR (Constant bitrate). Постоянный битрейт. Вариант кодирования данных (в т.ч. звуковых), при котором битрейт не меняется на протяжении всего файла. См. также VBR.

EP (Extended play). Релиз, содержащий несколько композиций (как правило, без ремиксов). От альбома отличается меньшим числом треков.

RPM (Revolutions per minute). Буквально «число оборотов в минуту». Означает скорость вращения, на которой записана пластинка. Значения RPM включают 33, 45 и очень редко – 78.

VBR (Variable bitrate). Переменный битрейт. Вариант кодирования данных, при котором битрейт может меняться от одного фрагмента файла к другому в зависимости от насыщенности аудиоматериала. Как правило, качество звука MP3-файла VBR лучше, чем качество звука файла CBR такого же размера.

Антискольжение. Когда игла находится на вращающейся пластинке, центростремительная сила толкает ее к центру блина. Эта сила может доставить массу неудобств при манипуляциях с пластинкой. Механизм антискольжения вертушки создает противоположно направленную силу, которая не дает игле «скользить» к центру.

Бит. 1. От англ. beat – один удар бочки. Также – последовательность ударов, образующая ритм. 2. От англ. bit – единица измерения информации, равная одной восьмой байта. См. также Битрейт.

Битмэтчинг. Процесс подбора питча одного трека так, чтобы его темп совпадал с темпом другого. Обычно делается на слух.

Битрейт. Скорость передачи информации, измеряемая в килобитах в секунду (кбит/c). В форматах цифрового звука, например, MP3, более высокое значение битрейта обычно соответствует меньшей степени сжатия и, соответственно, более высокому качеству. Не путать с BPM.

Блин. В виниловом проигрывателе – круглая вращающаяся платформа, на которую кладется пластинка.

Бочка. Большой барабан в секции ударных. Именно бочка отвечает за характерную «туцу» в танцевальной музыке. Анатомия звука «туц»: «ту» – это бочка, «ц» – тарелки.

Брейк. Часть композиции, в которой бочка временно исчезает. Как правило, брейк предшествует главной или частной кульминации трека, его «взрыву».

Вертушка. Обычно – проигрыватель пластинок, реже – проигрыватель CD.

Гейт. От англ. (noise) gate – устройство или программная функция, презназначенная для подавления шумов в паузах. Гейт пропускает звуковой сигнал только в том случае, если его уровень превышает заданный порог, который обычно выставляется по уровню шума. Гейт не удаляет шум; в открытом состоянии он пропускает и шум, и полезный сигнал.

Голова (корпус головки). На голову винтами крепится картридж с иглой. Голова, в свою очередь, фиксируется на тонарме гайкой фиксации.

Двойка. Объединение двух квадратов, состоящее из 8 тактов, или 32 битов.

Джог. Колесо на профессиональном CD-проигрывателе, вращение которого в режиме воспроизведения ускоряет или замедляет трек в зависимости от направления вращения. Позволяет корректировать отставание или опережение одного трека от другого, а также находить нужные точки трека с большой точностью. В режиме эмуляции винила имитирует пластинку на вертушке.

Диджей. От англ. DJ (disc jockey). Человек, который играет (проигрывает) записанную музыку для других людей.

Динамический диапазон. В звукотехнике – соотношение между уровнями сигнала на самом громком и самом тихом участках композиции.

Игла. Алмазная игла, которая снимает колебания с дорожки пластинки. Вставляется в картридж.

Картридж. В виниловом проигрывателе – устройство, которое преобразовывает колебания иглы в дорожке пластинки в электрические импульсы.

Квадрат. Группа из 4 тактов, состоящая, соответственно, из 16 битов.

Компрессор (динамического диапазона). Программная функция звукового редактора или специальное устройство, которое усиливает сигнал на тихих отрывках композиции, но оставляет его без изменений на громких. Это позволяет, среди прочего, добиться увеличения воспринимаемой громкости сигнала без увеличения пиковых уровней звука.

Кроссовер. Фильтр звукового сигнала, который разделяет его на частотные полосы для последующей обработки – такой, как, например, эквализация.

Кроссфейдер. Горизонтальный ползунок на микшере, который позволяет плавно переводить звук между двумя выбранными каналами.

Лейбл. Бренд или торговая марка, под которой выходят релизы. Как правило, релизы лейбла находятся в рамках одного стиля, а сам лейбл сотрудничает с определенным сегментом исполнителей и продюсеров.

Лимитер. Устройство, пропускающее сигнал ниже определенного уровня без изменений, но ослабляющее пики более мощного сигнала. Является разновидностью компрессора. В сочетании с общим усилением звукового сигнала применяется в процессе мастеринга для увеличения воспринимаемой громкости композиции.

Микс. Последовательность сведенных треков, записанная на носитель. В отличие от сета (живого выступления), микс схож по сути с альбомом и изначально создается с целью дальнейшего тиражирования.

Мониторы. Специальные колонки в непосредственной близости от диджея, позволяющие ему слышать («мониторить») звук, идущий на танцпол, без задержек и искажений.

Паровоз. См. Перебитовка.

Петля. Зацикленный отрывок композиции. Задается двумя точками – начальной и конечной.

Перебитовка. Перестук бочек двух треков, которые звучат не бит в бит. На слух воспринимается как «бу-бум, бу-бум, бу-бум».

Питч. Регулятор на профессиональном проигрывателе, позволяющий изменять темп воспроизводимого трека. Вместе с изменением темпа естественным образом меняется и высота тона (pitch); отсюда название.

Релиз. Совокупность треков, выпущенная коммерчески. Примеры релизов – альбом, EP, сингл.

Ремикс. Альтернативная версия трека, создаваемая путем добавления или удаления элементов композиции, наложением на исходный материал звуков или звуковых эффектов, а также изменением тональности, темпа или других параметров произведения.

Ре-эдит. Версия трека, полученная путем перестановки частей (отрывков) оригинальной композиции. В отличие от ремикса, в котором так или иначе изменяется звучание трека, в ре-эдите имеет место простая перестановка его частей – куплетов, припевов, брейков и т.д.

Сведение. Наложение двух или более звуковых дорожек одна на другую. Употребляется в двух основных смыслах: а). наложение одного трека на другой в процессе смены композиций в миксе; б). соединение звуковых дорожек, соответствующих отдельным инструментам данной композиции, в единый трек.

Сет. Выступление диджея, состоящее из последовательности сведенных композиций. В отличие от микса, сет чаще всего означает живое выступление.

Сингл. Релиз, содержащий одну композицию и несколько ремиксов на нее. Танцевальная музыка выпускается в основном в виде синглов.

Скретчинг. Техника турнтаблизма, используемая для извлечения характерных звуков путем возвратно-поступательного перемещения пластинки на виниловом проигрывателе с одновременным манипулированием кроссфейдером микшера. Ну ты понял, да?

Слипмат. Мягкая прокладка из синтетического материала, которая кладется между блином и пластинкой и предназначена для уменьшения трения между ними.

Стробоскоп. Служит для контроля скорости вращения блина. Освещая метки стробоскопии прерывистым светом, стробоскоп создает эффект «застывания» меток на определенных положениях питча.

Такт. В танцевальной музыке размера 4/4 – группа из четырех ударов бочки, имеющая одну сильную долю (первый бит) и три слабые.

Тонарм. В виниловом проигрывателе – полая металлическая трубка, на которую крепится картридж с иглой с одной стороны и противовес с другой. Тонарм может быть прямым или изогнутым в форме буквы S.

Трек. Композиция. Также – дорожка на пластинке или CD.

Турнтаблизм. Искусство манипулирования звуком и создания музыки с использованием проигрывателя пластинок и микшера.

Фейдер. Регулятор ползункового типа (в отличие, например, от вращающейся ручки). Обычно употребляется в применении к ползункам звуковых каналов на микшере.

Хук. Яркий и запоминающийся пассаж, риф или фраза композиции. Обычно короткий, длиной один-два такта. Хук часто содержится в припеве.

Шпиндель (центральный шпиндель, ось). С ним совмещают отверстие пластинки при установке ее на блин.

Эквалайзер. Устройство или программная функция, позволяющая изменять (выравнивать) амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала. Позволяет корректировать уровень сигнала в зависимости от частоты – например, усилить басы или ослабить высокие частоты.

Экспандер (динамического диапазона). Устройство или функция компьютерной программы, предназначенная для расширения динамического диапазона звукового сигнала. Имеет принцип работы, обратный компрессору.

Яблоко. Наклейка в центральной части пластинки. Обычно содержит информацию о релизе: лейбл, исполнитель, список треков и т.д.

Комментарии

a zavisalavo eto chto takoe?

Это место (часть трека) где нет "бочки".. Так же зовётся - ямой, соплёй, дыркой..

Про квадрат загадочно сказанно.. Smile

Действительно не понятно сказано про квадрат,не знаю почему, но всегда считал квадратом 16 или 32 бита,поэтому хочу лишний раз уточнить,действительно ли я ошибался?

Изображение пользователя JM.

kIta, да, квадратом чаще всего называют именно 16 битов (4 такта). Я использовал немного другую терминологию, потому что под нее лучше ложится объяснение структуры трека.

Тем не менее, статьи придется откорректировать, чтобы не путать читателей. Спасибо!

Спасибо за разъяснение, я хотел спросить совета,безусловно раз в 16 битов в треке что-то меняется/либо есть крэш и т.п., следовательно можно считать вариант сведения по 16 битов универсальным,однако вопрос к опытным диджеям-не лучше ли брать за квадрат 32 бита(по-крайней мере на не знакомом материале)?

Изображение пользователя JM.

Действительно, наибольшие изменения в треке происходят каждые 32 и 64 бита, а не 16, и лучше всего, когда сводимые треки выровнены именно по этим точкам (см. "Сведение: как это делается"). В то же время на определение того, что такое квадрат, это не влияет; квадрат - это самостоятельное понятие.

Про квадрат не соглашусь. Задавал этот вопрос намеренно известному профессионалу (вы все его знаете, но имя не буду называть), да и не в имени даже суть, так как наверное для профи это даже не тема для обсуждения. Квадрат - это 32 удара и никак и никогда не 16, на этом многие попадаются.

Я конечно полный нуб в нелегком этом труде, но позволю себе замечание:
Почему квадрат = 16? Да потому что 4х4. с 32 такого не проделаешь, увы.
Чистая математика. А современная музыка - практически математика.
Cool

а чё такое петля? ) ответте самому начинающему диджею плз... =)

Изображение пользователя Neolight.

Даниил, Loop.

Изображение пользователя Castro men.

Бесконечно повторяющий кусок композиции

ясно))

Как у вас тут все заумно...

Изображение пользователя StyXXX.

Все очч понятно написано, ничего архи-сложного нет....
JM молодец!!! Wink

Изображение пользователя Сэр.

Теперь и я всё понял!
А то раньше слушал друзей Дж так это воспринимал как астрофизику какуюто!
А теперь все понял!
Молодец JM толково излагаешь а главное по сути!

Изображение пользователя Артём veinn.

Отличная статья. Всё ясно и понятно. Мне кажется все должны понять. Отлично пишешь! Спасибо за все статьи. лично все знал, но тем кто начял изучать азы ди-джеиства читать обязательно!

Изображение пользователя kravchenkoka.

Обьясните плиз, прав я или нет, но я думаю, что любые проги ошибаются при определении кол-ва bpm вокальных партий.... Лично меня поставило в тупик это!!!

Изображение пользователя DarkLove.

Уважаемый kravchenkoka, дело в том, что в акапеллах отсутствует любой ритмический рисунок, с помощью которых большинство музыкальных программ и определяет темп композиций. Поэтому определять темп акапелл крайне не разумно, ибо это не дает никаких гарантий верного определения. Намного разумнее определить темп оригинала трека и в 99 % случаях темп акапеллы (если она полная) будет соответствовать темпу самого трека. Very Happy

сайт вообще КЛААСС!!!

побольше бы такого!!!

Изображение пользователя Алексей Adios.

квадрат 32 )))))) хаха

Изображение пользователя Алексей Adios.

сайт замечательный.я учусь играть и думаю он мне пригодиться очень.
да и просто интересный.полезный и интересный,во!
мерси))

Изображение пользователя Extazyy.

Сайт очень полезный,безценное пособие для начинающих диджеев ))респектую от души его создателям.

Изображение пользователя Mitek.

Спасибо !!!!

Изображение пользователя Denis Ax.

Вот решил освежить некоторые знания из словаря дж. и наткнулся на вот это предложение:

Цитата:

Как правило, качество звука MP3-файла VBR лучше, чем качество звука файла CBR такого же размера.

Вопрос: что такое CBR-файлы?Rolling Eyes

Изображение пользователя Denis Ax.

Извиняюсь, не сразу увидел комментарий выше (сам не пойму как его можно было пропустить)!Прошу JMа удалить мое сообщение

Изображение пользователя MATBEKUS.

Пользователь MATBEKUS заблокирован на три дня за нарушение правил форума/комментирования (№4, вывод 2). - JM

Изображение пользователя alegast891.

ОТЛИЧНЫЙ САЙТ, JM МОЛОДЕЦ! НЕ "ЖМОТИТ" ОПЫТ! ДА ЕЩЕ ПОХОДУ C HTML НА КОРОТКОЙ НОГЕ

Изображение пользователя МариХуанна.

Обьясните дурочке начинающей, что такое компиляция Smile