Как сводить гармонически

Гармоническое сведение в Virtual DJ

После того, как ты определил тональности треков своей музыкальной коллекции, начинается самое интересное. Чтобы твоей сет был построен по правилам гармонического сведения, необходимо, чтобы тональность каждой следующей композиции была совместима с тональностью предыдущей. Существуют определенные правила насчет того, какие тональности совместимы между собой, но, к счастью, тебе не нужно оканчивать консерваторию, чтобы их использовать.

Колесо Камелота (The Camelot Wheel, см. ниже – нажми на картинку, чтобы ее увеличить), изобретенное Марком Дэвисом с вебсайта Harmonic-Mixing.com, делает определение совместимых тональностей тривиальным. Предположим, что сейчас на танцпол играет уже набивший тебе оскомину Todd Terry All Stars – Get Down (Kenny Dope Original Mix). Этот трек, как мы определили выше, находится в тональности Cm (до минор). Находим C minor на внутреннем круге колеса Камелота. C minor, номер 5A, соседствует с F minor, G minor и E-flat major (соседство по диагонали не считается!) – это и есть совместимые с Cm тональности. Естественно, что Cm также совместима и сама с собой.

Колесо Камелота

Теперь твоя задача проще пареной репы: выбрать следующий за Get Down трек так, чтобы он находился в тональности Fm, Gm, E♭ или той же Cm. Это почти гарантирует то, что при сведении композиции будут хорошо сочетаться друг с другом.

На практике для маркировки треков на CD или обложках пластинок вместо тональностей лучше использовать нумерацию Камелота: 1A, 2A и так далее. Это позволит тебе определять совместимые тональности без самого колеса перед глазами. Правило проще всего продемонстрировать на примере: для 11B совместимыми будут 10B, 12B (число на единицу больше или меньше, буква та же), 11A (то же число, другая буква) или же сама 11B.

После того, как ты несколько раз попробуешь свести треки с учетом тональностей, у тебя появится вполне законный вопрос. Как известно, в процессе битмэтчинга ты подбираешь питч нового трека так, чтобы его темп совпадал с темпом предыдущего. Но изменение питча естественным образом искажает тональность композиции, делая звук выше при увеличении питча и ниже – при его уменьшении. Выходит, если темпы треков разные, то информация об их тональностях бесполезна?

Не совсем. Во-первых, чтобы поднять или опустить тональность трека на один полутон, необходимо изменить питч на целых 6%. Это означает, что если положения питча сводимых треков отстоят друг от друга недалеко, на 1-2%, то композиции в совместимых тональностях все еще будут хорошо сочетаться гармонически.

Во-вторых, многие современные CD- и даже виниловые проигрыватели обладают функцией Master Tempo, которая, используя цифровую обработку звука, сохраняет исходную тональность трека независимо от положения питча. Эта функция полностью решает проблему влияния питча на тональность. Я даже подозреваю, что ее распространение непосредственно повлияло на растущую популярность самого метода гармонического сведения.

И на десерт: метод «накачки энергии»

Когда тональности сводимых треков совместимы друг с другом, ты можешь позволить себе делать очень длинные переходы, не переживая по поводу того, что мелодии композиций будут конфликтовать. В арсенале гармонического сведения есть и еще один трюк, который называется «накачкой энергии».

В этом методе сведения ты подбираешь следующий трек не по принципу совместимости тональностей, а так, чтобы его тональность была на один или два полутона выше тональности текущего трека, в том же ладу. Например, если на танцпол играет Martin Solveig – Rejection (Ian Carey Remix) в тональности E♭m, то следующий трек должен быть в тональности Em или Fm. Эффект такого метода – постоянно нарастающая энергия на танцполе; кажется, что сет набирает и набирает обороты.

Если ты пользуешься нумерацией Камелота, то для «накачки энергии» к номеру тональности текущего трека нужно прибавить 7 или 2. Для примера выше: номер E♭m (т.е. E-flat minor) – 2A, значит, следующий трек должен быть в тональности 9A или 4A, а это как раз E minor или F minor.

В отличие от классического гармонического сведения, «накачка энергии» не располагает к затяжным переходам, т.к. тональности сводимых треков несовместимы. Поэтому следи за тем, чтобы твои переходы при использовании этого метода были недлинными, или используй эквалайзер, чтобы вырезать конфликтующие элементы композиций.

В заключение рассказа о гармоническом сведении хочу сказать, что все хорошо в меру. Подбор следующего трека только на основании его тональности может сильно ограничивать твои варианты. Правила созданы для того, чтобы их нарушать; не позволяй им помешать поставить ту «бомбу», которую танцпол ждет здесь и сейчас. Пусть гармоническое сведение будет еще одним оружием из твоего диджейского арсенала, а не наручниками, сковывающими твою свободу.

Комментарии

Изображение пользователя AspiD.

Респект!!!! Smile

Изображение пользователя Mihasik.

JM, Спасибо!!!

Изображение пользователя oleg_kzn.

По поводу мастер темпо.. я так понимаю, что эта функция "сжимает" или растягивает мелодию в рамках битов, таким образом сохраняя тональность, и иногда это слышно (не знай даже как объяснить), конечно, это сразу и не заметишь, но все таки, лично я этим не пользуюсь.

Oleg_kzn,да Ты прав!!
Но эту функцию не обязательно использовать всегда,тем более что ее стоит использовать только тогда,когда у тебя питч уходит за 4%
ну или примерно так)
в общем по разному бывает))

Изображение пользователя Mihasik.

Всё ровно мастер темпо как то не в лучшую сторону меняет звучание, по крайней мере на софте точно!

Изображение пользователя JM.

Да, Master Tempo ухудшает звук, и тем больше, чем дальше питч отстоит от нуля. В то же время, если придерживаться одного стиля, то питч во время сета редко приходится задвигать дальше, чем на 3-4%. В такой ситуации влияние Master Tempo на звук еще терпимо.

Изображение пользователя DJ NICE.

пасибо за статью!

Изображение пользователя AspiD.

А если ре2 выдает тональность D#m то надо выбирать D-flat minor?
Или что тогда означачает решетка посередине,если я не правильно предположил? Exclamation

Изображение пользователя JM.

Решетка - это диез (sharp). D#m = D-sharp minor = ре-диез минор.

Изображение пользователя AspiD.

То есть с этой тональностью ничего гармонически не сведешь,так?

Изображение пользователя JM.

Отличный пример! На колесе Камелота D# minor нет, но не забывай, что нота D-sharp - это то же самое, что E-flat (посмотри на клавиатуру в первой статье цикла). Соответственно, D# minor = E-flat minor, т.е. 2A на колесе. Гармонирующие тональности определяем как обычно.

Нужно будет в статье добавить об этом примечание, спасибо.

Возник такой вопрос о накачке энергии.
JM ты привел пример с 2A.А что если я имею 11A,то мне нужно выбрать 1A или 6A?

Изображение пользователя AspiD.

Все понял,спасибо JM!!! Wink

Изображение пользователя JM.

aatix09, абсолютно верно. От 11A идем на два шага по часовой стрелке, получаем 1A. На 7 - получаем 6A.

Вобщем просмотрел миксы таких гигантов как маркус шульц,сид ван рил....играют по тональности однако у того и у другого были своды треков которые отличась на +5A.Может тональности через этот промежуток тоже несут какойто смысл?или же это они просто так играли не заморачиваясь тональностями.

Изображение пользователя JM.

+5 по колесу Камелота - это ход на полутон вниз, обратный ходу +7 (на полутон вверх, "накачка энергии"). Возможно, в этом месте микса диджей хотел немного сбавить обороты?

Возможно,спасибо,учту:)

JM ,есть вопрос по rapid evolution
до этого использовал миксмейстер для определения тональности и там довольно просто было подобрать треки по колесу камелота(тональность там определяется от 1А до 11А)
для более точного определения решил поюзать RE,эта прога определяет тональность так: A ionian, A# ionian, A#m aeolian, Am aeolian и так от А до G(несложным вычислением получается 28 тональностей) так вот возник вопрос:
1)чем отличается ionian от aeolian
2)как асоциировать с колесом камелота ибо то,что ты расписал выше(D-sharp - это то же самое, что E-flat) я не совсем понял и где это выше на клавиатуре посмотреть?

Изображение пользователя JM.

denni inferno, разных тональностей все-таки 24, а не 28 (именно потому, что некоторые из них совпадают, см. пункт 2 ниже). По твоим вопросам:

1). Ionian и aeolian - это обозначения ладов. Ионийский идентичен современному мажору, а эолийский - минору. Итого, A ionian = ля мажор, A#m aeolian = ля-диез минор. Вообще-то обозначений A или A#m достаточно, RE просто "выпендривается" с дополнительными квалификаторами. Можешь не обращать на них внимания.

2). Еще раз перечитай первую статью цикла, там все объяснено.

Если будут еще вопросы - задавай!

Спасибо, всё уяснил

Блин,я разобрался только,что Любая буква в сочетании с : m,например Fm,это минор...
а вот диез это Sharp...
тогда что такое flat,и как определить мажор???

Изображение пользователя JM.

Flat - бемоль. При сокращенном обозначении все, что без m в конце - мажор. Перечитай еще раз первую статью (о тональностях), там есть примеры.

Изображение пользователя DJ NICE.

можит знает кнонибудь почему у меня ни в виртуал диджей на в тракторе непоказывает строчку кей!!

Изображение пользователя AspiD.

щелкни правой кнопкой например на вкладку artist и поставь галочку на key.

Изображение пользователя DJ NICE.

ну яж недурачок конечно стоит кей!!

Изображение пользователя DJ NICE.

а в какой ещё программе можно определить тональность?

Изображение пользователя Sore.

Я пользуюсь MixMeister Fusion

Изображение пользователя DJ NICE.

AspiD странно и в этот раз сообщение на мыло п риходит что пришло личное сообщение а на сайте пусто!! может кинь в асю 426230565

Изображение пользователя AspiD.

асей я ща не пользуюсь,скинул на промо в лс!

Изображение пользователя Sj_Muravey.

Брависсимо Very Happy Very Happy Very Happy Very Happy Very Happy Столько новой информации. Просто супер!!!!