Чтобы научиться качественно сводить пластинки, ты должен хорошо представлять себе строение типичного танцевального трека. Как будто специально для того, чтобы облегчить жизнь диджею, большинство композиций следуют очень похожему шаблону. Зная его, ты сможешь предсказывать течение музыки и искусно манипулировать ей.
Начнем с азов. В любом танцевальном треке невозможно не заметить бочку – большой барабан, который отбивает ритм: «бум, бум, бум, бум». Удары бочки идут группами по четыре, каждая из которых называется тактом. Первый бит (сильная доля) каждого такта обычно акцентируется: если не силой удара, то каким-либо изменением в музыке. В общем, если вальс – это «раз, два, три; раз, два, три…», то хаус и другие клубные стили – это «раз, два, три, четыре; раз, два, три, четыре…».
В качестве примера – самый первый такт одного из моих любимых треков:
Такты, в свою очередь, объединяются в квадраты – группы по 4 такта. Соответственно, в каждом квадрате 16 битов (4 х 4). Вот квадрат из вступления того же трека, с небольшим отрывком до и после него (сам квадрат начинается между 1-й и 2-й секундой):
Квадраты примечательны тем, что абсолютно все части трека (вступление, куплет, припев и т.д.) занимают четное количество квадратов. Поэтому все значительные изменения в музыке происходят через одинаковые промежутки времени, обычно равные длине двух квадратов (двойки) или четырех. Послушай типичный куплет, который занимает четыре квадрата, или две двойки (начало куплета – между 4-й и 5-й секундой отрывка):
Слышишь, как акцентируется начало каждой двойки, и какие изменения происходят в течении музыки? Кстати, заметь, как под новую двойку в самом конце отрывка начинается припев.
Вооружившись знаниями о тактах и квадратах, возьмем типичную композицию в стиле хаус и посмотрим, из каких частей она состоит. В качестве подопытного кролика возьмем Todd Terry All Stars – Get Down (Kenny Dope Original Mix):
Слушай внимательно! Трек следует такой схеме:
- Вступление – 16 тактов
- Инструментальный припев – 16 тактов
- Куплет – 8 тактов
- Припев – 8 тактов
- Куплет – 8 тактов
- Припев – 16 тактов
- Куплет – 16 тактов
- Припев – 16 тактов
- Проигрыш – 24 такта
- Брейк – 8 тактов
- Припев – 16 тактов
- Инструментальный припев – 16 тактов
- Окончание – 16 тактов
Эта структура хорошо иллюстрирует общие принципы построения танцевальной композиции. Вначале идет вступление – обычно чистая бочка, к которой постепенно добавляются другие инструменты и элементы вокала. Вступление может прерываться брейком, чтобы обратить внимание танцпола на разворачивающуюся картину композиции. Иногда, как сейчас, сразу после вступления идет инструментальный припев, или «хук», который без лишних предисловий дает понять гостям на танцполе, что перед ними за трек.
После инструментального припева начинается куплет, который сменяется припевом, и так два-три раза. После второго или третьего куплета идет инструментальный проигрыш, скатывающийся в главный брейк, где бочка вообще исчезает: это самый драматический момент трека. Во время брейка напряжение растет, и, когда танцпол уже визжит от предвкушения, бит возвращается и трек взрывается кульминацией – последним припевом, который может повторяться несколько раз. За последним припевом может следовать еще раз припев инструментальный, после которого трек уходит в окончание, возвращаясь к чистой бочке.
Конечно, у каждой композиции свои особенности, и далеко не у каждого трека структура совпадает с приведенной выше. Тем не менее, общие принципы всегда одинаковы, а это именно то, на что мы будем опираться дальше в обучении сведению.
Комментарии
Интересная статья, но хотелось бы тут увидеть побольше разных структур трэков .
В старой статье тоже все было понятно описано, но все же оставались кое-какие неясности) Ну а теперь все разложено по полочкам, много примеров) Вобщем классная статья!
nice
отлично. с примерами стало на порядок действительно понятнее. я раньше вобще думал что такт - это квадрат, а бит называл тактом =)
Много раз летом возвращался к старой сохраненной статье без примеров. Теперь стало намного понятнее.
а какую часть трека называют "нейтралка"???
УРРРРАААА!!! Нашееееооол!!!
Нейтралка - ритмическая линия в композиции без основной мелодии трека.
Бавает двух видов:
- intro (вступление, ...) - находится перед основной темой трека, т.е. с intro трек начинается;
- outro (завершение, ...) - находится после основной темы трека, т.е. с outro трек заканчивается.
Эта структура трека применяется только для хауса??
Это характерно для подавляющего большинства электронной музыки с прямым битом.
Основной принцип в том, что ЧАЩЕ ВСЕГО по ходу трека новые элементы накладываются постепенно через 8, 16, 32, 64 такта... и также ЧАЩЕ ВСЕГО эти элементы постепенно и убираются...
Заметьте, что те кто играют на компакт-дисках имеют таймер на табло, а на виниловом проигрывателе такого нету и именно структура трека здесь уже становится одним из основных ориентиров вот этого "пора-не пора"
Сейчас популярная фишка такая, что новый элемент подкладывается в конце 7-го такта. Звучит свежо, динамично. Часто используется в DnB и динамических хаусовых направлениях.
Не буду спорить - не слышал и не могу быть уверен в том, что такого не может быть...
Ну и как-то музыку надо любить и чувствовать что ли...
Музыка это ж не математика в конце то концов... И каждый трек каким бы он не был это полёт творчества его автора ну какие схемы и шаблоны тут вообще можно рисовать принимая это во внимание?
"Сейчас популярная фишка такая, что новый элемент подкладывается в конце 7-го такта." - в музыкальной теории это называется затакт. Ничто не ново под луной
Да, похоже на то. История, она штука циклическая ведь.
И музыка - это как раз можно сказать математика, поэтому и имеет определённую строуктуру!
Mihasik, поделись пожалуйста ощущениями своими: можно ли получить от прослушивания музыки удовольствие если воспринимать её как математику? Ты её слушаешь или считаешь? Если второе то я тебя поздравляю и прими мои соболезнования.
Имеется ввиду создание музыки, не прослушивание. В создании музыки действительно много цифр (такты, длительности нот, длительность пауз, противофаза), как и в рисовании и графике основополагающим является принцип "золотого сечения". Хотя конечно очень тонка граница здесь математики и физики
Я согласен с Castro. Музыка - это, конечно, искусство, но у него есть вполне строгие законы. Некоторые из них формальны и описываются с помощью чисел.
В случае создания - безусловно. Как видно мы о разном говорили.
Извиняюсь. Но опять же из каждого правила есть исключения. Если на эти правила и законы очередной музыкант решил наплевать получается новый подвид experimental-музыки
http://www.youtube.com/watch?v=ST72GWgQaXM
вот ешё видео если в тему попал
У меня есть одна курьезная ситуация на эту тему. Я заменаюсь созданием треков в стиле минимал техно. Работаю с FL и маком. И вот года полтора назад толком не зная структуры трека я сделал как мне показалось тот самый трек который мог бы с играть в своем сете мой двоюродный брат. Но когда он его послушал он мне объяснил что я сделал. Все было косо крива брал, не соблюдение ''квадратной линии''( я так называю линии по 2, 4, 6 и т.д. Квадратов) это тока начало! Трек был на самом деле не плохой, но играть его он не стал. Так что это очень важно. Создание это математика за 1ый класс.
Только заметил адресованное мне сообщение! MeELeX, конечно я воспринимаю музыку как искусство, как звук, но ведь действительно при создании это довольно точная наука, например тот же квадрат из 4х ударов бочки, попробуй сделать 3 и уже не сможешь воспринимать это как музыку... Так что при создании это точная наука + фантазия и искусство! При прослушивании каждый сам решает, что для него музыка))
Как я сказал музыка это математика за первый класс, но не только. Это ещё и химия, физика, биология, ИЗО и конечно физкультура!
Описанная выше структура трека , она в принципе такая во всех стилях музыки или только в хаус направлениях ? ))))
А знаете ли вы ! Что многие считают квадратом: 32 бита (8 тактов) вместо 16 битов (4 такта) ! И я считаю также !!! Потому что 32 бита выражают ярче и понятнее квадрат в треке чем 16 битов (4 такта) что характерно. И очень важно для сведения и гармонии в миксе !
по мне так 4 такта куда ярче. квадрат - 4 стороны/4 угла - 4 такта. а уж как это может влиять на сведение и гармонию ума не приложу)
Qteck, спасибо за комментарий. Квадрат - это довольно расплывчатое понятие, т.к. отражает он не что иное, как длину музыкальной фразы. А она может составлять и 4, и 8, и даже 12 тактов.
Чтобы не запутывать читателей искусственными понятиями вроде "полуквадрат", "полный квадрат" и т.п., на "Секретах" принята следующая терминология: квадрат = 4 такта, двойка = 8. В статьях рекомендуется сводить по двойкам (32 бита), что совпадает с твоим понятием квадрата.
Интересное мнение, но насколько я заметил именно 4 такта идёт развитие какого-нибудь элемента мелодики и потом снова повторяется. По крайней мере так вроде бы в большинстве треков.
Мне кажется что квадрат он и есть квадрат за то что он 4 раза по 4 такта, а два или четыре квадрата - это уже "фраза"
я тоже считаю квадрат 4 такта, так как если взять не хоус стили, а например простой поп, то там все изменения происходят за 4 такта
Этот комментарий был перемещен сюда.
Респект автору и сайту тоже!!! а в минимал техно квадрат также считаеться?!)