Урок 4. Собственно, битмэтчинг

Умея стартовать трек с первого бита, корректировать отставание/опережение и наигравшись в догонялки, ты наконец готов попробовать подобрать питч под трек, играющий на танцпол.

Не глядя на регулятор питча вертушки A слева, перемести его вперед на сантиметр-другой от нуля. Не подглядывай! Теперь трек, играющий на танцпол, имеет больший показатель BPM, чем трек B у тебя в наушниках (его питч остался на нуле). Твоя задача – подобрать питч трека в наушниках так, чтобы его BPM совпал с BPM композиции на танцполе, ориентируясь исключительно на слух. Так как мы работаем с двумя одинаковыми треками, то и питч в итоге должен совпасть.

Важно: Если твои CD-проигрыватели или микшер имеют встроенный счетчик BPM, я настоятельно советую отключить эту функцию на время обучения битмэтчингу. Если это невозможно, заклей соответствующую область на дисплее, чтобы не возникало соблазна подглядывать. Наша цель – научиться битмэтчингу на слух, без подсказок оборудования.

Итак, запустив трек B под танцпол и скорректировав ошибки запуска (если они были), ты быстро услышишь, как правая вертушка начнет отставать. Верно, это отставание нужно убрать. Но сегодня мы пойдем дальше: скорректировав отставание, передвинь питч вертушки B вперед, чтобы ускорить отстающий трек. На сколько? Здесь тебе поможет только твоя интуиция, которую мы развивали в прошлый раз.

После того, как ты это проделаешь, возможны три варианта:

Вариант первый: Ты гуру-битмэтчер и треки звучали вместе без слышимых расхождений в течение довольно долгого времени. Молодец! Проверь себя, сравнив положения питча на обеих вертушках. Если они действительно совпадают – поздравь себя и пробуй опять, изменив питч на вертушке A в любом направлении (не подсматривай!).

Примечание: «Довольно долгое время» – это сколько? По опыту могу сказать, что если треки начинают немного расходиться после 20-30 секунд, то это нормально. Идеал, когда треки звучат бит в бит минутами, сложно достижим, да и не нужен. Процесс перевода с одного трека на другой не предполагает, что ты запустишь второй трек и забудешь о расхождениях. Корректировки в процессе перехода неизбежны. «А как же перебитовки, которые услышит зал?» Трюк в том, что к тому времени ты настолько натаскаешься в этом деле, что будешь их слышать и корректировать задолго до того, как танцпол вообще что-нибудь заметит. Твоя задача в процессе битмэтчинга – обеспечить эти 20-30 секунд между корректировками, чтобы у тебя было время заниматься самим переводом.

Вариант второй: Трек B снова начал отставать от танцпола, но это произошло медленнее, чем поначалу. Хорошо, ты движешься в правильном направлении. Снова исправь отставание и передвинь питч вперед. Не бойся задвинуть питч слишком далеко. Почему? См. ниже:

Вариант третий: Ты подвинул питч дальше, чем нужно и теперь трек в наушниках опережает танцпол. Это просто замечательно, потому что ты заключил правильную точку в интервал между старым и новым положением питча. Корректируй опережение и возвращай питч в середину этого интервала. Теперь, если трек снова будет отставать от танцпола – правильная точка находится между вторым и третьим положением питча; если опережать – то между первым и третьим. Понимаешь? В математике это называется «метод половинного деления».

Таким образом, постоянно сужая интервал, внутри которого находится правильная точка, в конце концов ты будешь передвигать питч туда-сюда на доли миллиметра. В любом случае, треки уже будут держаться в бите «довольно долго». Отлично! См. вариант первый.

Старайся подобрать питч до того, как закончится трек на танцполе. Если не получилось – не беда, переставляй иглу на вертушке A назад и продолжай подбор. Пока ты учишься, это не страшно.

Кстати, биты треков в процессе битмэтчинга могут разойтись настолько сильно, что ты уже не сможешь уследить, какой трек опережает или отстает. Это особенно часто случается в первое время. Не проблема, снова находи первый бит трека B и пробуй с чистого листа.

Совет: Как ты уже заметил, работа с питчем при битмэтчинге требует пристального отслеживания положения ползунка. У некоторых вертушек и большинства CD-проигрывателей процент питча показывается на дисплее, но не у всех. В то же время, практически у всех вертушек ползунок имеет трапециевидную форму, которая делает отслеживание по его центру зависимым от угла зрения. Вместо зарубки посередине ползунка ориентируйся на его край, который ближе к поверхности вертушки (см. фото).

То, что ты сейчас учишься делать, уже максимально приближено к реальной жизни. Следующий шаг – битмэтчинг разных треков. А пока практикуйся снова и снова на одинаковых композициях, пока не набьешь руку и не научишься уверенно подбирать питч.

Комментарии

Считаю сколько времени надо на сведение:

1. Поставил пластинку (трек В), поставил иглу, перемотал на начало квадрата - 5 секунд
2. Ждем начало следующего квадрата на треке А - примерно 5 секунд (в днб квадрат ~5.5 секунды)
3. Запукаю и подбираю скорость – у меня сейчас уходит 40секунд обычным бэтметчингом
4. Проверяю держатся ли треки вместе – ещё 25 секунд. Далее я уверен в скорости и могу думать откуда стартовать трек В и в какой момент...
5. Я подбираю секунд 10 начало двойки или 4-ех квадратов
6. Жду секунд 10 начало двойки нв треке А
7. Начинаю сводить...

В итоге с нуля до запуска уже на сведение у меня уходит где-то секунд 95 в хорошем случае, это нормально?
По-моему многовато((.

Вопросы:
1. Сколько у тебя занимает подбор скорости обычным битмэтчингом во время которого ты обеспечиваешь эти "20-30 секунд между корректировками"?
2. Сколько занимает подбор скорости продвинутым битмэтчингом?
3. Проверяешь ли ты после подбора играют ли 20-30 секунд треки без расхождения? Ведь надо быть уверенным что правильно подобрал..

И ещё, во время корректировки скоростей треков, когда уже вывожу трек В на мастер, я в наушники вывожу раз в 20 секунд оба два трека одновременно и корректирую скорость.

4. Получается что во время такой корректировки я больше ориентируюсь на аранжировку песни, нежели на сами биты, потому что они могуг просто быть очень похожими, так?

Изображение пользователя JM.

Seny, по секундам не скажу, т.к. не замерял. Могу сказать, что в реальности все происходит быстрее, чем кажется, когда об этом читаешь.

3. Нет. Скорее, я считаю битмэтчинг завершенным, когда интервал для питча сужается настолько, что его движение после очередной корректировки становится ну очень-очень малым.

4. Здесь опять вопрос про битмэтчинг, когда оба трека в наушниках. Это вполне реально, а элементы треков, кроме бита, действительно помогают лучше ориентироваться.

Хочу сказать одну что, питч зависит от того что ты играешь вот я к примеру играю Электро хаус и у них треки в принцпи все 127 до 132 идут а когда ты часто играешь то куда выводить питч надо уже в принципи легко =)

Изображение пользователя Dance4Life.

Хотел бы поведать вам один занимательный с моей точки зрения факт, при том еще и очень простой в понимании... )) Не так давно я начал практиковаться на "классичских" уже карманах Numark CDN22 MK4 (до этого развлекался с Behringer'om 2000 2 года) и вот что я обнаружил... Обычно удары в минуту (БПМ) у всех треков разный, даже на десятые доли (то есть увидев в Виртуал Ди-Джее что у трека БПМ 128, нельзя быть на все 100 уверенным, что у этого трека БПМ 128, а не 127,9 например), и, встав впервые за карманы, у меня были при себе диски, на которых я заранее написал БПМ - 128, 130, 135 и так далее... Так вот, ставлю я, допустим, трек со 128 бпм и хочу его свести на трек со 130 бпм, для чего у первого трека повышаю питч ровно на 2%... И что же я слышу? Подогнать треки удается, но они играют синхронно не больше 3-х секунд!! Меня это очень взбесило, пока я не допер до одной штуки...

Допустим, играет у меня все тот же трек 130 бпм, и у меня есть время подогнать по скорости второй трек (допустим, все те же 128 бпм)... Что я делал... Играет трек 1, я включаю трек 2, подгоняю его джогом в ту или иную сторону и жду, пока треки начнут расходится... Естественно, через те же 3 секунды они расходятся... Но я иду дальше, я снова подгоняю скорость трека 2 под скорость трека 1... НО! Я заметил вот какую штуку - если подгоняя трек во второй уже раз и крутя при этом джог ВПЕРЕД оба трека снова играют синхронно - значит методом несложных расчетов выясняется, что трек 2 опаздывает за треком 1 питч надо тоже СЛЕГКА ПОВЫСИТЬ! Буквально, на 0,1-0,4 %... Естественно, работает эта штука и в обратном порядке - если треки расходятся, я кручу джог назад и они вновь сходятся - значит питч надо опускать на те же 0,1-0,4 %! Вот так я научился выставлять питч на слух, и теперь мне не важно, какой бпм у трека 1 и какой у 2... Хоть 129 и 136... Smile

З.Ы. Написал сумбурно, но очень хотел поделится... Smile

Изображение пользователя Mihasik.

Dance4Life, так и надо делать, а +/-1 bpm на скорости 126-128bpm равен +/-0,8% приблизительно

Изображение пользователя Dance4Life.

Mihasik, ну скольки равно движение питча это опять же зависит от трека... У трека может быть 126,6 бпм... Поэтому +1% питча будет равнятся 127,6 бпм... Ну я так по крайней мере думаю... Хотя при подгонке питча я об этом не думаю... )) Приятным будет, если я знаю бпм трека хотя бы приблизительно, а остальное уже дело техники...

126,6 + 1% питча = 127,86 а не 127,6. причем чем больше bpm, тем больше разница.

JM, можешь дать совет ?!
Если у меня нету звуковой карты нормальной ( то есть я не могу сделать так, чтобы в наушниках была дека В, а в колонках А), - каким образом можно потренироваться с битмэтчингом? Ведь когда в одних колонках или наушниках сразу играют два трэка - получаеться сумбурное что-то, очень тяжело выделить из этого две бочки из каждой дэки..

Изображение пользователя JM.

Looking, я в свое время учился в наушниках, причем в моем старом микшере не было разведения каналов на правое/левое ухо. Немного помогает один трек сделать тише, а другой - громче.

Если очень хочется слушать 2 источника в отдельных ушах- спаяйте переходник. Просто и недорого

Изображение пользователя ЗАХЛЕБАЙ.

на виртуале,сетинг-саунд сэтьюп,выставляешь как тебе надо(у меня мышка-комп,комп-наушники-колонки,и моно сэпарэтид),открой прогу всё увидишь.потом докумэкай какой(правый-левый) на науш или колон.с помощью переходников и шнуров указаных на рисунке соедини.ни какой звуковухи ПОКА тебе ненадо)

Изображение пользователя Mihasik.

Друзья, учитесь учитесь и ещё раз учитесь битметчингу!!! Очень важно это уметь!!!

это я уже пытался объяснить 1 год назад:ne vse treki bivayut tolko 128,129 ili 130.mnogie 127.56ili 128.23. na pioneer vidim tolko 128 , a realno 128.45. pri svedenii 128 s 128.45 vse ravno cerez kokoeto vrema treki razoidutsa. esli dlinnaja svodka 1 min ili bolse , ili derzat 2 treka vmeste.i k tomu, cto vse ravno nado podbirat na sluh, a ne po scetcikam, konecno oni oblegcajut. dopustim track 128 na pervoi deke, a na vtoroy 128.35. na pioneer ty vidis cto u nih odinakovaja skorost 128. zapustis sekund 10 idut rovno, posle koni.

возникли вопросы
у меня пеонер 100 и микшер 400 при сведении треков если у них bpm разные а именно у первого 128 а у второго 130 то здесь как бы еще орентируюсь а вот если уже разница в 3 и больше то если не получается подкрутить выставляю питч на втором треке на одну скорость вперед и запускаю и запускаю этот трек снова и слушаю разницу. Вопрос правильно ли я делаю или как лучше достигнуть правильного подбора скорости?
И еще вопрос в том что бочка бывает размазана и при сведении бывает складывается впечатление что по немного начинаются кони. Вопрос как избежать ложного впечатления?

Я вообще не понимаю зачем нужен авто bmp и другие излишества. Учусь играть на Numark axis4 + x6 около 2х месяцев. практически в течении 3-4х дней освоил битмэтчинг(наверное 5лет в муз школе помогли)). Надо учится слушать музыку,чувстовать ритм. Не зря говорят, что сотки пио лучше всего подходят для обучения. А автору сайта огромный респект! Именно его я начинал читать,пока копил деньги на оборудование)

Изображение пользователя qrgen.

у меня всё ништяк прёт.спасибо брат за уроки

Изображение пользователя knysh.

ПРивет JM, у меня вопросик. Недавно приобрел себе парочку Numark ndx200 ну и микшер m1a в комплекте. Когда на деке выставляю питч в "ноль" то срабатывает своеобразный щелчок, то есть если я даже не буду смотреть на положения питча, я все равно буду знать когда он будет на нуле. Подскажи, как быть в данной ситуации.

Изображение пользователя zoomex.

knysh это для тактильного ощущения нуля. Для того же на многих клавиатурах есть выпуклости.
Играть в слепую уметь НУЖНО, но не более того.
Вообще они же у тебя BPM, вроде как, не показывают. Так что можешь смело смотреть на цифры и положение ручек/джогов. Это полезно и необходимо.
Дисплеи и метки на ручках ведь не для красоты делают. (;