Записываем микс. Часть 2

Записываем микс. Часть 2

В первой части статьи о записи микса мы остановились на том, что в результате работы с вертушками ты получил либо один WAV-файл с миксом, либо набор треков и переходов в отдельных файлах. Сегодня тебе из диджея придется превратиться в звукорежиссера: мы займемся подготовкой получившегося звука к записи на CD-диски и распространению в виде MP3.

Склеивание треков и переходов

Если ты записывал микс по переходам, то первый шаг обработки состоит в склеивании файлов треков и переходов между ними в один цельный микс. (Можешь спокойно пропустить эту часть, если ты записывался «на одном дыхании»).

Для начала создай в своем звуковом редакторе новый файл с характеристиками «44 100 Гц, 16 бит, стерео», назвав его, скажем, «Mix.wav». Именно в нем мы шаг за шагом будем выстраивать микс. Скопируй в этот файл первую композицию микса, т.е. содержимое файла Track 01.wav. Теперь твоя задача – присоединить к нему переход с первого трека на второй, который, как мы договорились, ты записал в файл Transition 01-02.wav.

Склеивание треков и переходов Чтобы это сделать, найди одно и то же место первого трека как в файле перехода, так и в файле микса. За такое место удобно взять первый бит какого-нибудь квадрата до начала перехода с первой композиции твоего микса на вторую. Найдя его, отметь это место маркером как в Mix.wav, так и в Transition 01-02.wav (в Sound Forge для простановки маркера достаточно нажать клавишу M на клавиатуре). Увеличивай масштаб просмотра файлов до максимального, переставляя маркеры в одну и ту же точку в обоих окнах. Твоя цель – отметить одинаковое место в обоих файлах с наибольшей точностью (см. скриншот).

Определив точку вставки в обоих звуковых файлах, удали звук в файле микса после этой точки. Теперь скопируй звук из Transition 01-02.wav от точки вставки и до конца, а затем вставь его в конец Mix.wav. Проверь, как трек звучит на стыке – если ты все сделал правильно, то склейка должна быть абсолютно незаметной.

Продолжай в том же духе, присоединив к переходу второй трек, затем переход со второго на третий и т.д. В итоге у тебя получится один большой WAV-файл, идентичный тому, который у тебя вышел бы в процессе записи «на одном дыхании». Убедившись, что все склейки незаметны для слушателя, ты можешь удалить ставшие ненужными маркеры.

Выравнивание уровней громкости треков

«Странный заголовок», скажешь ты. «Ведь я выставил уровни перед записью микса, да и в процессе записи постоянно следил за ними». Верно, но, к сожалению, иногда бывает так, что воспринимаемая громкость одного или нескольких треков в твоем миксе все равно окажется заметно меньше (или больше), чем у остальных. Это связано с тем, что, хотя пиковые уровни композиции и пляшут в окрестности 0 dB, но средний уровень звука у него меньше.

Как быть в такой ситуации? Просто усилить сигнал проблемного трека не получится, ведь пиковые уровни уже находятся в районе 0 dB. В такой ситуации не обойтись без компрессии.

Компрессор – это программная функция звукового редактора или специальное устройство, которое усиливает сигнал на тихих участках композиции, но оставляет его без изменений на громких. В результате средний уровень сигнала (а значит, и воспринимаемая громкость) увеличивается, но пиковые уровни остаются в прежних рамках. Естественно, что при этом разница в громкости между самыми громкими и тихими частями композиции (динамический диапазон) уменьшается, отсюда и полное название – компрессор динамического диапазона.

Диалог нормализации Вооружившись знаниями о компрессии, можно исправить положение с проблемным треком. Сначала оцени его уровень громкости по отношению к соседям. Если ты используешь Sound Forge, то для этого в файле микса выдели основную часть трека и в меню Process выбери Normalize. В появившемся диалоговом окне (см. скриншот справа) нажми Scan Levels. Тебя интересует показатель RMS, который обозначает среднюю громкость. Затем нажми Cancel и проделай ту же операцию с соседними треками. Предположим, что средняя громкость соседей находится в районе -15 dB, а проблемный трек тише – -18 dB. Теперь ты знаешь, что трек нужно усилить так, чтобы его RMS также составлял около -15 dB.

Выдели основную часть трека между переходами так, чтобы в нее попало целое количество двоек. (Все резкие изменения должны маскироваться под двойки – помнишь?) Снова вызови диалог Normalize и в блоке «Normalize using:» выбери «Average RMS power (loudness)». Установи ползунок уровня слева в -15 dB. В выпадающем списке «If clipping occurs:» выбери «Apply dynamic compression» как на скриншоте. Это заставит редактор применять компрессию, если возникнет угроза выхода пиковых уровней за 0 dB. Нажми OK.

Теперь прослушай микс с момента перехода на проблемный трек. Ты услышишь, как с новой двойки звук резко становится громче. Это неудивительно, ведь мы усилили основную часть трека, а до этого, во время перехода, он звучит на старом уровне. Поэтому к переходу тоже нужно применить усиление, но в меньшей мере, чем для всего проблемного трека. Наконец, ту же операцию нужно применить и к переходу с проблемного трека на следующий.

Все это звучит немного сложно, но на практике набить руку очень легко, особенно если не забывать о функции отмены последнего действия в редакторе! Доверься своему чутью и музыкальной интуиции, и исправление уровня громкости капризного трека в склеенном миксе не составит проблем.

Компрессия всего микса

Компрессия применяется в большинстве коммерческих альбомов, чтобы заставить музыку звучать громче. Для того чтобы твой микс не выбивался из общей картины своим относительно тихим звучанием, ты также можешь увеличить уровень его средней громкости. Для этого снова воспользуйся функцией Normalize и увеличь RMS всего файла до, скажем, -12 dB. Не переусердствуй: избыточная компрессия ухудшает качество звука и утомляет слушателя.

Нарезка микса на треки

На данном этапе в твоем распоряжении должен быть окончательный WAV-файл микса. Если ты будешь выкладывать микс в Интернет, то пока никаких дальнейших манипуляций производить с ним не нужно. Если же ты хочешь записать промо-CD, то микс нужно разрезать на отдельные треки, чтобы слушателю было удобно перемещаться по диску.

При разрезании микса на треки я руководствуюсь простым правилом: новый трек на CD должен начинаться с первого бита той двойки, где новая композиция микса начинает явно доминировать над предыдущей. Иногда я просто доверяюсь своей интуиции, и, закрыв глаза, представляю, в каком месте начало нового трека на CD было бы наиболее естественным.

Нарезка микса на треки

В Sound Forge для разбиения микса на треки удобно пользоваться маркерами. Расставив маркеры в начале каждого трека, а также в самом конце микса (см. скриншот), воспользуйся функцией Markers to Regions из пункта Regions List меню Special. Маркеры превратятся в регионы, соответствующие трекам на CD. Затем в меню Tools выбери пункт Extract Regions, чтобы экспортировать все регионы в отдельные WAV-файлы. В итоге ты получишь набор звуковых файлов, каждый из которых соответствует треку на CD.

На этом пост-продакшн микса заканчивается. В последней, третьей части этой статьи мы поговорим о том, как прожечь промо-CD, а также как преобразовать твой микс в MP3 и выложить его в Интернет. А пока – комментируй и задавай вопросы!

Комментарии

Изображение пользователя Filippino.

Спасибо Jm Idea отлично Wink буду записовать Very Happy

Изображение пользователя vitkazu.

Спасибо за статью.
Когда я записывал свой микс (*на болванках с МП3), то после подобных действий с WAV файлом звучание мне не понравилось. Я добавил немного ревербрации (чуть слышной) плюс в IZOTOPE OZONE добавил гармоники, которые по специальному альгоритму улучшают звучание. После микс стал более живым и динамичным.

Изображение пользователя Jazzy.

JM, я всегда ставлю normalize во всех композициях по умолчанию до 0db. Твоё мнение, это плохо?

Также чем отличается normalize в SF от Nero? То есть готовый микс будет потом через Nero записываться на болванку и последний автоматом спрашивает сделать ли normalize? Какие варианты - делать в SF, но не делать в Nero, наоборот нормализовать в Nero, но не делать этого в SF или сделать и в SF и в Nero ))

Изображение пользователя JM.

Jazzy, "классический" normalize, о котором ты говоришь, относится к пиковым уровням. На втором скриншоте в статье он соответствует положению переключателя "Normalize using: Peak level". При этом виде нормализации берется пиковый уровень отрывка (или всего микса), и сигнал этого отрывка усиливается так, чтобы этот пик вышел на уровень 0 dB. Соответственно, если пиковый уровень отрывка уже находится в районе 0 dB, то нормализация на сигнал не повлияет.

Это как раз наш случай, ведь мы изначально записываем микс так, чтобы пиковые уровни плясали в окресностях 0 dB. Поэтому о "классической" нормализации в статье я не упоминаю. Если же по какой-то причине пиковые уровни в твоем миксе ниже 0 dB, то они все равно должны выйти на этот показатель после применения общей нормализации по RMS (до -12 dB или около того).

Разницы в том, в какой программе делать "классическую" нормализацию, нет, но делать ее имеет смысл только один раз. Все остальные проходы нормализации сигнал уже не изменят.

Изображение пользователя Jazzy.

"то они все равно должны выйти на этот показатель после применения общей нормализации по RMS (до -12 dB или около того)" - JM, почему после нормализации до -12 по RMS выйдут на ноль? Немного не понял Cool

В итоге - если у меня трек звучит слабо - я могу делать общую нормализацию? Немного запутался. Классическая да, для пиковых уровней, а остальные в этом случае так и останутся звучать слабо, то есть где то было -7 - так и будет?
А что тогда даёт нормализация про которую ты говорил?

Вообщем в итоге если у меня треки некоторые едва слышны по уровню, например, что нужно делать? Спасибо! (ну кроме работы с микшером).

И ещё - сорри, что так много сразу - просто это очень важно для меня.

"Для этого снова воспользуйся функцией Normalize и увеличь RMS всего файла до, скажем, -12 dB. Не переусердствуй: избыточная компрессия ухудшает качество звука и утомляет слушателя." Что значит ухудшает и утомляет, а если я увеличу весь микс до 0 - это плохо?! И какая средняя цифра, почему -12?

Спасибо ещё раз!

Изображение пользователя Mihasik.

Слушай ещё один способ! До записи микса Все песни выравниваешь по громкости используя Громкость и Эквалайзер, Т.К. ЕСЛИ ЗАМЕТИЛ, ТО ОДИН ТРЭК БАСИТ БОЛЬШЕ ЧЕМ ДРУГОЙ ИЛИ ПО ВЫСОКИМ ЧАСТОТАМ РАЗНЫЕ! Всё это подгоняешь, после записи ещё раз подобным способом выравниваешь такие участки и микс звучит как надо! В Sound Forge например!!!

Изображение пользователя JM.

Jazzy, RMS - это показатель средней громкости, не путай его с пиковыми уровнями. Представь себе индикатор уровня звука в Sound Forge. На самых громких частях трека он прыгает так, что в верхней точке задевает, к примеру, уровень 0 dB (если ты правильно выставил звук при записи). Соответственно, пиковый уровень трека составляет 0 dB.

Теперь если ты усреднишь по времени показания индикатора уровня, то естественно, что среднее значение будет меньше, чем 0 dB. Ведь он прыгает вверх-вниз в такт музыке, верно? Вот это среднее значение, грубо говоря, связано со средней громкостью трека, или RMS. При пиковом уровне 0 dB оно может быть, например, -15 dB.

Соответственно, и нормализовать звук можно по-разному. Нормализация с учетом пикового уровня усиливает сигнал ровно настолько, чтобы подтянуть пиковый уровень к 0 dB (или другому указанному тобой значению). Нормализация с учетом RMS подтягивает RMS всего трека или отрывка к заданному тобой значению. В обоих случаях происходит обычное усиление сигнала, вопрос только в том, что является точкой отсчета.

Изображение пользователя Mihasik.

Я немного не понимаю смысл нормализации! Зачем делать к 0dB? Я все треки приравниваю, чтоб они доходили до красной метки, это и есть 0dB! На аудио технике звук мощный, а после нормализ. он как сжатый, неживой какой-то! Jazzy,обьясни в чём смысл?

Изображение пользователя Jazzy.

JM, это всё понял. Стоит ли среднее значение подтягивать до 0 или нет, ты указал цифру как -12 - брать её за основу и все к ней тянуть или можно больше (я про среднее значение).

Изображение пользователя JM.

"Я все треки приравниваю, чтоб они доходили до красной метки, это и есть 0dB!"

Вот именно, звук изначально выставляется так, чтобы уровни едва доходили до 0 dB. Поэтому в "классической" нормализации нет надобности.

Изображение пользователя JM.

Jazzy, RMS на уровне 0 dB - это охренительно громко. Я обычно дотягиваю RMS до -12 dB. Из справки Sound Forge:

"When using RMS levels, normalizing to 0 dB means boosting the signal so that it has the same apparent loudness as a 0 dB square wave, meaning incredibly loud. If you were to do so, all of the dynamic range of the signal would be squashed and all the peaks would either be clipped or seriously compressed. The lesson is, normalizing a peak to 0 dB is OK, but normalizing RMS to anything above -6 dB is playing with fire."

("Вывод: нормализация пиковых уровней до 0 dB - это нормально, а вот нормализация RMS до значений выше -6 dB - это игра с огнем.")

Изображение пользователя Jazzy.

"Я немного не понимаю смысл нормализации! Зачем делать к 0dB? Я все треки приравниваю, чтоб они доходили до красной метки, это и есть 0dB! На аудио технике звук мощный, а после нормализ. он как сжатый, неживой какой-то! Jazzy,обьясни в чём смысл?"

Ты приравниваешь на микшере, правильно, не в программе?

На самом деле я тоже недавно начал обучаться, но могу тебе сказать, что так советуют делать ди-джеи, на мой взгляд - это всегда правильнее и понятнее, когда у тебя треки звучат на более менее одном уровне и ты граммотнее и красивее сможешь подать сет, чем когда они соовсем разные и ты заморачиваешься.

Плюс треки, которые до тебя доходят иногда в мп3 формате - записаны с винила и звучат неочень, их просто необходимо нормализовать. На самом деле как ни банально звучит - звук это всё, думаю даже главнее сведения, подача материала. Был недавно на сете одного профи - так просто выносило звучания, было физическое ощущение чистоты и именно мощности звука.

А вот по поводу "неживого" звука после нормализации - лучше JM спросить, это так, JM?

Изображение пользователя Mihasik.
Я именно в программе приравниваю!



Изображение пользователя JM.

"Ты приравниваешь на микшере, правильно, не в программе?", "Я именно в программе приравниваю!" - в статьях "Сведение: как это делается" и первой части статьи о записи микса рассказывается о выставлении звука, в том числе и на микшере.

Любые манипуляции с цифровым звуком потенциально ухудшают его качество, но нормализация в моем понимании не так деструктивна. Все же лучше изначально правильно выставлять звук, когда записываешь микс, чтобы не заморачиваться еще и с normalize впоследствии.

Изображение пользователя Mihasik.

Есть конечно и такие треки, но в основном я не столь сильно это замечаю! Музыка приходит одному знакомому из Германии,
там видимо с винила переписывают, в основном всё ровно! Вот только из всей процентов 15 выбираю, остальное очень тяжёлое!
Про Нормализацию понял-СРЕДНИЙ уровень!!! Спасибо JM!!!

Изображение пользователя Jazzy.

Вот видишь, а у меня не всегда так, часто скачиваешь файл с одного известного сайта Very Happy там беда полная с уровнем, а трек очень нравится и нужен.

Понятно в твоём случае нормализация не совсем нужна, но единый микс я бы всё равно нормализовал.

Изображение пользователя Mihasik.

Если есть желание, можно обменяться какими то треками или миксами!

Изображение пользователя JM.

Jazzy, я еще раз перечитал сегодняшние сообщения, и начал подозревать, что мы говорили о разных вещах. Ты, по-моему, имел в виду нормализацию отдельных треков перед записью их на болванки. Я же говорил о роли нормализации в процессе пост-продакшна микса. Где-то так? Very Happy

Изображение пользователя Jazzy.

Спасибо за предложение!) давай пока подумаем, мне кажется у всех оочень разные и специфические вкусы! Cool

Изображение пользователя Jazzy.

Ну да, нормализацию отдельных треков!!!))

Есть разница в таком случае или всё остаётся в силе?)

Изображение пользователя JM.

Треки для игры в клубе я записываю на CD без дополнительной нормализации. В конце концов, пластинки ведь тоже записываются не все на одном уровне. А во время сета я просто выставляю звук с помощью регулятора Gain нужного канала.

Изображение пользователя Mihasik.

JM я тут весь вечер копался в Sound Forge и применив нормализацию и нарезав Wav треки записав их без пауз, звучит
не хуже тех миксов, что в магах продают! Обычно я храню муз в MP3, но перед записью на диск их можно разделить и в WAV
замисать Audio CD! Спасибо за столь подробное разьяснение!

к мастерингу миксов все же надо применять не просто компрессию, а мастеринг в целом. то есть нужен еще максимайзинг. нужно эффекта простым компрессором даже по RMS не достичь. а вот дополнительно компрессировать треки не советую, потому как автор и так должен был должным образом отмастерить свое произведение, вмешательство вряд ли что-то улучшит. также не рекомендую всяческие эффекты и "улучшайзеры" - лишняя "синтетика" заметна и создаст ощущение грязи.

Изображение пользователя oleg_kzn.

Здравствуйте!
Все таки хотелось бы уточнить:
Бывает такое, что хоть и уровень звука выставлен до пикового 0db, трек явно звучит тише. Это "тише" - за счет более меньшего RMS. Может все такие стоит треки обрабатывать до записи на диск? Т.е. может имеется какой-то стандарт по уровню громкости RMS?
И вообще, каким либо образом треки кто-нибудь подготавливает к записи на CD? например, сразу точку выставляет на 0й секунде?

Спасибо!

Изображение пользователя oleg_kzn.

Еще один вопрос:
есть мнение, что частота 1,6КГц очень вредна для ушей - есть смысл ее вырезать из готового сета? Если да, то как это сделать в Sounf Forge?

Изображение пользователя JM.

oleg_kzn, я не знаю, откуда растут ноги слухов о вреде частоты 1,6 кГц, но я думаю, что они не имеют под собой никакого основания. Другими словами: это бред.

Изображение пользователя oleg_kzn.

а ноги растут отсюда: https://www.jm.kiev.ua/forum/oborudovanie/viktor-strogonov-master-klass
Smile
дядя долго про это говорил.

Изображение пользователя JM.

Было бы хорошо подтвердить это ссылками на какие-либо официальные исследования, а до тех пор я остаюсь при своем мнении. В любом случае, этот вопрос уже вне темы статьи, айда на форум Wink

Изображение пользователя eidos.

А присутствует ли этот "максимайзинг" в Саунд Форже и вообще если можно поподробнее о этой функции и зачем ее нужно применять Confused:

Изображение пользователя Mihasik.

Кстати, есть в SF и неплохие плагины, например Wave Hammer, отлично выравнивает звук целого микса или при записи!