Легенда: Technics SL-1200MK2
История профессиональных диджейских вертушек началась в 1978 году, когда японская фирма Matsushita выпустила модель Technics SL-1200MK2 (на фото). Ее предшественница, SL-1200, выпущенная на шесть лет раньше, позиционировалась как hi-fi проигрыватель и имела вращающийся регулятор питча.
Сейчас, тридцать лет спустя, Technics SL-1200MK2 и его более поздние разновидности (MK5, M5G и др.) остаются клубным стандартом винилового проигрывателя. Секрет вертушки – в ее непревзойденном качестве и легендарной неубиваемости: некоторые проигрыватели выпуска конца 70-х все еще активно используются.
Мораль этой истории проста: если позволяет бюджет, покупай Technics. На момент написания статьи классическая модель Technics SL-1200MK2 стоила в Киеве $650, а свежие разновидности MK5 и M5G – $800 и $1000 соответственно. Кстати, единственное отличие моделей с цифрами 1210 в номере от моделей с 1200 – в черном цвете корпуса.
Стоит ли платить больше за MK5 или M5G? Помимо разных небольших улучшений, главное отличие MK5 от MK2 – отсутствие «щелчка» в нулевом положении питча, что положительно влияет на его точность в окрестностях этой точки. M5G идет еще дальше и предлагает переключаемый диапазон питча (+/-8% или +/-16%), а также полностью цифровую реализацию самого питч-контроля.
Какую разновидность брать – решать тебе, но мое мнение таково, что для начинающего диджея разница в функциональности M5G и MK2 не стоит 50%-го увеличения цены. Стоит ли доплачивать $150 за отсутствие «щелчка» в нуле питча у MK5 – спорный вопрос; в MK2 этот щелчок может мешать, но если каждая копейка на счету, с ним можно смириться.
Параметры проигрывателей
Если Technics тебе не по карману, не беда. Современные модели других производителей также демонстрируют хорошее качество и надежность, пусть и не такие легендарные, как у SL-1200. Но прежде чем пускаться в плавание по морю продукции не-Technics, тебе нужно разобраться с несколькими важными характеристиками вертушек.
Итак, привод вертушки. Определяет, каким образом вращение передается от электромотора к блину. В вертушках с прямым приводом мотор расположен прямо под блином и соединен с ним напрямую, что обеспечивает более высокий крутящий момент (см. далее) и минимальные отклонения в скорости вращения блина. Первой вертушкой с прямым приводом была Technics SP-10 – предшественница SL-1200, выпущенная в 1969 г.
В вертушках с ременным приводом вращение от мотора к блину передается с помощью ременной передачи. Как результат – меньшая стабильность скорости вращения и меньший крутящий момент.
Если из этой статьи ты вынесешь всего один полезный совет, то пусть им будет этот: не покупай проигрыватели с ременным приводом! Что бы ни заявлял производитель, они категорически не подходят для диджеинга. Главная причина в том, что на них нельзя положиться в удержании постоянной скорости вращения пластинки. А это очень важно для диджея, ведь при сведении пластинок даже малейшие отклонения в скорости оборачиваются «перебитовкой» на танцполе.
Второй важной характеристикой вертушки является крутящий момент. Чем больше крутящий момент, тем быстрее блин набирает скорость при нажатии на кнопку пуска и тем больше силы нужно приложить тебе, чтобы остановить его во время вращения. У SL-1200 крутящий момент составляет 1.5 кг/см; желательно, чтобы у твоей вертушки этот показатель был хотя бы не меньше.
Наконец, в третью группу характеристик можно выделить всевозможные «рюшечки», которые приятно иметь, но которые не могут выступать определяющим фактором при выборе модели. Среди «рюшечек» можно отметить:
- Цифровой выход (S/PDIF, USB). Предполагает наличие у вертушки собственного АЦП (аналогово-цифрового преобразователя) и позволяет подключать ее к компьютеру или другим устройствам с цифровым входом.
- Переключаемый диапазон питча. Позволяет переключать диапазон ползунка питча – например, между +/-8% и +/-16%. С полезностью этой функции можно поспорить: в реальной жизни я вообще редко выхожу за пределы +/-4% при сведении.
- Master Tempo. Изменение скорости воспроизведения с помощью питча естественным образом меняет тональность трека. Функция Master Tempo позволяет менять скорость воспроизведения, сохраняя тональность. Пришла в вертушки из мира CD-проигрывателей.
- Реверс. Как следует из названия, меняет направление вращения блина. В реальной жизни используется редко.
Vestax: почти Technics, а то и лучше
Вертушки японской фирмы Vestax по праву дышат в затылок проигрывателям Technics. Их история не так продолжительна, но они уже заслужили уважение профессионалов своим качеством и надежностью.
Ценовой диапазон вертушек Vestax более узок: от $580 за PDX-2000 MK2 (на фото) до $650 за PDX-3000 MIX. Любой проигрыватель из линейки PDX при сравнимом качестве исполнения предлагает объективно большую функциональность и лучшие технические характеристики, чем Technics. И это все за меньшие деньги.
Так почему я с самого начала советовал брать Technics? Очень просто: в клубах стоят именно эти вертушки. Если ты будешь учиться на Vestax со всеми их фишками, в клубе тебе придется привыкать к намного более аскетичным Technics, которые будут вести себя по-другому. Иных аргументов, в общем-то, нет.
Третий эшелон: Stanton, Numark, Gemini
Что я там говорил о бюджете? Если Vestax дает больше, но за те же деньги, что и Technics, то продукция третьего эшелона производителей (Stanton, Numark, Gemini) действительно позволяет сэкономить.
Суди сам: уже за $300 эти производители предлагают приличные аппараты с прямым приводом и неплохим крутящим моментом. А за $500 можно купить вполне убедительный проигрыватель, как, например, Stanton STR8150. Больше денег – лучше технические характеристики и больше «рюшечек», вплоть до монстра Numark TTX (на фото) за $725, который разве что не делает коктейли тебе и твоей девушке.
Но у медали есть и обратная сторона. Линейки этих производителей сменяются со скоростью света в погоне за новейшими трендами: двойная кнопка пуска, USB-выход, держатель для iPod, что дальше? Как следствие, качество аппаратов часто хромает в мелочах и оставляет после себя ощущение дешевизны, которого ты не найдешь у Technics или Vestax. Кстати, аппараты этих двух фирм честно выпускаются в Японии, тогда как родина третьего эшелона – как правило, Китай.
Не пойми меня неправильно: для обучения диджеингу эти вертушки более чем подходят. Я сам учился на Numark Pro TT-2 – неплохом клоне Technics, но со своими изъянами: случайными ускорениями на определенных положениях питча и дешевым корпусом. Ну что ж, ты получаешь то, за что платишь. Если с бюджетом туго, вертушки Stanton, Numark или Gemini дают вполне приемлемое качество за свои деньги.
Комментарии
Если я умею играть на CD-плеере, то научиться играть на виниле будет сложно или нет??
SONO87, тебе придется привыкать к обращению с пластинкой (в отличие от орудования кнопками и джогом), но если ты уже умеешь играть на CD, то научиться играть на пластинках будет определенно проще.
Видимо этот вопрос достал уже всех...но все же: не могу определиться с носителем, винил или CD? Что лучше новичку?
Ильгам, на тему "CD против винила" почитай здесь.
Большое спасибо за статьи! Скажите пожалуйста, я хочу научиться диджеингу на вертушках! Technics SL-D2 пригодна для диджеинга???
Вряд ли Technics SL-D2 подойдёт для диджеинга, посмотрел на этот аппарат, у него нет самого главного - это pitch рычага, который необходим для подгонки треков по скорости. Питч есть, но только совсем небольшого диапазона, это скорей всего бытовой проигрыватель пластинок. А вот диджейские модели Technics - это классика, для диджеинга самое то!
а для скретчинка он подойдет??
я просто новичок вот стараюсь понять все) и разобраться))
Спасибо за хорошую статью Dj JM. Все четко и ясно описано, как есть на самом деле.
На счет Technics SL-D2, я не знаю. Но по-моему эта модель предназначена для определенного типа музыки,
в которой pitch не так то и важен. Еще раз говорю: я не уверен в этом.
а если просто слушать ременная передача нормально подходит? по ценам ременные дешевле.
ufo, если просто слушать пластинки, то да.
Это статейка слабенькая конечно.Какой начинающий диджей готов около 2000 баксов на сами вертушки потратить. А еще микшер надо будет подобрать.
Тоже сейчас стоит выбор первого оборудования домой.
Если домой возьму вертушки, то с сидюками справлюсь без проблем?
Если учитывать, что битметчинг только питчем, то думаю никаких проблем быть не должно. Так?
почти так, гораздо сложнее после сидюков на виниле!
хотя научится за день можно.
что вы можете сказать про старые добрые вертушки из СССР.
знаком ли вам ФЕНИКС(модель не помню), если, можно ли его использовать
схема аппарата имеется? -Желательно принципиальная (понять надо как и что в сабже можно поменять, чтоб заработал как надо).
Вот такой у меняк сожалению в инете ничего найти не могу, инструкции нету
есть только ссылка на хар-ки
http://rw6ase.narod.ru/000/rez1/feniks_ep008s.html
дайте совет пожалуйста
Спасибо за советы)
Как влияет вращающий момент на стабильность частоты вращения? (Чем выше момент, тем меньше плывет питч?).
http://proigryvatel-plastinok.lpdisk.ru/
К сожалению, не понял ничего из кучи инфы.
Чем выше момент, тем что?
тем больше лошадиных сил у движка, быстрее стартует и тяжелее тормознуть. )
А на точность питча не влияет?
нет как бы, точность питча зависит от его стабилизации. Она в идеале должна быть кварцевой.
Ибо частотка кварца, в отличии от конденсаторов, мало подвержена изменениям из-за внешних факторов аля температура и рабочее напряжение.
(Стабильность скорости движения автомобиля по городу тоже мало зависит от мощности движка, тут тоже самое.)
На Reloop 6000 кварцевая вроде. Есть регулятор крутящего момента от 2,5 до 4,5 кг. Вроде когда на 2,5 кг ставишь, плавнее идет отклик на изменения питча.
По мне главное чтобы питч не плыл и скорость вращения не менялась.Поэтому к примеру стэнтон92 из третьего эшелона меня вполне устраивает,за неимением счётчика бпм (по которому можно регулировать скорость визуально) с помощью питча и рук трэки без манипуляций в пределах минуты не разбегаются в среднем,а это главное для сведения.